Вопросы воспитания и содержания несовершеннолетних детей являются прямой обязанностью их родителей и иных законных представителей несовершеннолетних. Именно они обязаны не только не препятствовать осуществлению установленных государством социальных стандартов по развитию детей (заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии несовершеннолетних), но и принимать все меры по обеспечению и реализации прав и свобод несовершеннолетних во всех сферах жизнедеятельности.
Ненадлежащее осуществление своих обязанностей (действия либо бездействие), установленных законодательством, по отношению к детям является непосредственным объектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В большинстве случаев неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних своих обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних проявляется в отсутствии со стороны последних присмотра (контроля) за поведением детей и подростков, обеспечения пищей, одеждой, мерами медицинского характера, а также надлежащими бытовыми условиями проживания. При этом зачастую указанные факторы сопровождаются личным противоправным поведением, связанным с употреблением алкоголя, психотропных веществ, наркотических средств и ведением антиобщественного образа жизни.
Органы внутренних дел (полиция) в наибольшей степени реализуют деятельность, связанную с государственным принуждением (привлечением к административной ответственности) за неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних.
Согласно статье 4 Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" органы внутренних дел (полиция) являются самостоятельным субъектом этой системы и наделены широким кругом полномочий в рассматриваемой нами сфере. На сегодняшний момент ведущая роль в данном направлении отведена подразделениям по делам несовершеннолетних.
Подразделения по делам несовершеннолетних применительно к рассматриваемому нами вопросу проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних, родителей или иных законных представителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение, жестоко обращающихся с ними; выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступления и (или) антиобщественных действий или совершающих в отношении несовершеннолетних другие противоправные деяния, а также родителей несовершеннолетних или иных их законных представителей и должностных лиц, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних; в установленном порядке рассматривают заявления и сообщения об административных правонарушениях несовершеннолетних, общественно опасных деяниях несовершеннолетних, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность, а также о неисполнении или ненадлежащем исполнении их родителями или иными законными представителями либо должностными лицами обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних.
Сотрудники ПДН ОМВД уполномочены составлять протоколы по делам об административных правонарушениях в сфере защиты прав несовершеннолетних (ст. 5.35 КоАП РФ). После составления и рассмотрения протоколов об административных правонарушениях по части 1 статьи 5.35 КоАП РФ сотрудниками ПДН ОМВД рассматривается вопрос о постановке родителей на профилактический учет.
В соответствии со статьей 5.35 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних -влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.
Нарушение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних прав и интересов несовершеннолетних, выразившееся в лишении их права на общение с родителями или близкими родственниками, если такое общение не противоречит интересам детей, в намеренном сокрытии места нахождения детей помимо их воли, в неисполнении судебного решения об определении места жительства детей, в том числе судебного решения об определении места жительства детей на период до вступления в законную силу судебного решения об определении их места жительства, в неисполнении судебного решения о порядке осуществления родительских прав или о порядке осуществления родительских прав на период до вступления в законную силу судебного решения либо в ином воспрепятствовании осуществлению родителями прав на воспитание и образование детей и на защиту их прав и интересов, -влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 названной статьи, -влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пяти суток.
Кроме того, уголовная ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, в отличие от административной наступает, если названные деяния сопровождаются жестоким обращением с несовершеннолетним, согласно ст. 156 УК РФ они наказываются штрафом в размере до 100 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до 440 часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.
Объективная сторона преступления выражается в форме бездействия, так как указанные в ст. 156 УК лица либо не исполняют вовсе, либо не исполняют должным образом свои обязанности по воспитанию несовершеннолетнего.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию должно быть соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, которое может выражаться как в физическом и психическом насилии, так и в применении иных недопустимых способов воспитания, не связанных с насилием.
Физическое насилие заключается в нанесении побоев, ограничении свободы, истязании, причинении любой степени вреда здоровью несовершеннолетнего. Совершение любого насильственного преступления является более тяжким, чем предусмотренное ст. 156 УК, и всегда требует квалификации по совокупности преступлений. Психическое насилие может выражаться в унижении, оскорблении, осмеянии, высказывании угроз, запугивании, травле и др. Применение иных недопустимых способов воспитания может проявляться в лишении питания, одежды, сна и отдыха, неоказании медицинской и иной помощи и т.п.