Профилактика развития наркозависимости среди несовершеннолетних не может обеспечиваться усилиями только медицинской службы. Необходима совместная деятельность врачей, педагогов, правоохранительных органов, широкой общественности. Следует признать, что до настоящего времени не выработано единой стратегии по данной проблеме. Для примера можно сравнить существующие точки зрения на пропаганду жизни без наркотиков.
Так, по данным одних авторов, 93% преподавателей средних школ считают медицинскую пропаганду в школе основным средством профилактики наркомании. Другие же исследователи утверждают, что эта пропаганда порождает у подростков нездоровый интерес к наркотикам и, если не способствует росту наркомании, то, во всяком случае, неэффективна.
Большое значение для профилактики наркомании имеет санитарно-просветительная работа среди детей и подростков. Однако до сегодняшнего дня на этот счет нет единой позиции. В отдельных работах высказывается мнение о том, что медицинская пропаганда в школе должна проводиться в течение всего времени обучения. Многие преподаватели считают целесообразным включить в учебную программу курс по профилактике наркомании. Представители наркологической службы должны проводить семинары и лекции по антинаркотической тематике среди преподавателей средних школ и высших заведений. Они обучают педагогический состав простейшим приемам выявления различных видов опьянения, формируют соответствующую настороженность, рассказывают о тяжких социальных и медицинских последствиях наркомании. Эту пропаганду нужно вести умело, дифференцировано, без формализма, она ни в коем случае не должна стимулировать нездоровый интерес подростков к обсуждаемому предмету.
В тех случаях, когда врачи проводят беседы непосредственно в подростковой аудитории, необходимо помнить, что подростки являются весьма сложной аудиторией, как правило, они не прощают фальши, дилетантского подхода, при этом подростки стремятся уличить лектора в непрофессионализме и, однажды сделав это, в дальнейшем теряют доверие ко всей исходящей от него информации. Особенно трудно работать с теми группами подростков, которые в той или иной мере знакомы с действием наркотиков. Надо полагать, что профилактика наркомании наиболее эффективна среди школьников младших классов, поскольку у них отсутствует собственный опыт наркомании и слабо выражена реакция оппозиции.
Во время бесед и лекций целесообразно использовать конкретные примеры, свидетельствующие о тяжелых последствиях употребления наркотиков. Убедительно выглядят сообщения о тяжелых отравлениях, смертельных исходах от передозировок наркотиков и т.п. Обычно не оставляют равнодушными сообщения о направлении наркоманов в ЛТП, о других административных мерах воздействия. Необходимо акцентировать внимание слушателей на пагубном влиянии наркотиков на физическое развитие, интеллект, потомство. Практика показывает, что сообщения о патологическом воздействии наркотиков на морально-нравственную сферу человека и развитии десоциализации не вызывают глубокого эмоционального резонанса в подростковой аудитории.
К важным профилактическим мерам можно отнести создание и четкой системы взаимодействия подростковой наркологической службы и соответствующих подразделений МВД и комиссий по делам несовершеннолетних. В тех случаях, когда удается осуществить все медицинские мероприятия в полном объеме, участие правоохранительных органов может быть сведено к минимуму. Если же подросток под различными предлогами уклоняется от посещения наркологического диспансера, во время лечения нарушает режим, является лидером в группе наркоманов, совершенно не поддается психотерапевтическому воздействию, то в отношении таких подростков должны неукоснительно приниматься меры административного воздействия.