Каждый человек в течение своей жизни выступает в роли потребителя какого-либо товара или услуги. Это может быть покупка продуктов или вещей, пользование горячей водой, газом, электроэнергией в квартире, проезд в поезде, автобусе, изготовление необходимой мебели по заказу, получение медицинской помощи и многое, многое другое. Поэтому можно сказать, что мы все участники правоотношений на потребительском рынке товаров и услуг. При этом, к сожалению, каждый из нас может вспомнить хотя бы одну неприятную историю, связанную с нарушением его потребительских прав: покупку залежалого товара, испорченную в хим. чистке вещь, опоздание поезда или задержка вылета самолета… Этот список можно продолжать очень и очень долго.
В Российской Федерации правовое регулирование отношений на потребительском рынке регулируется законодательством по защите прав потребителей. Это совокупность нормативно-правовых актов из различных отраслей права (гражданского, административного, уголовного и др.). В них определены основные субъективные права потребителей, определяются механизмы реализации этих прав, а также устанавливаются юридические последствия нарушения этих прав. Законодательство РФ о защите прав потребителей определяет потребителя более слабой стороной (с экономической точки зрения) и в связи с этим предоставляет ему ряд правовых льгот и гарантий, в результате реализации которых происходит известное выравнивание положения потребителя в данных правоотношениях.
Центральное место в законодательстве о защите прав потребителей занимает Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года №2300 – 1 "О защите прав потребителей" (в редакции Федеральных законов от 09.01.1996 №2 – ФЗ, от 17.12.1999 № 212 – ФЗ, от 30.12.2001 №196 – ФЗ, от 22.08.2004 №122 – ФЗ, от 02.11.2004 № 127 – ФЗ, от 21.12.2004 №171 – ФЗ).
Данный Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Но как определить, попадает ли ваша ситуация под действие закона? Для этого в вышеуказанном Законе РФ "О защите прав потребителей" используются следующие основные понятия:
-потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
-изготовитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям; исполнитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору;
-продавец - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи.
-недостаток товара (работы, услуги) – несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора, или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию;
-безопасность товара (работы, услуги) – безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги).
В администрации Ивнянского района организована работа телефона "Горячая линия" 8(47243) 5-12-38, позвонив на который можно сообщить о фактах повышения цен на продовольственные товары, организации торговли в неустановленных местах, качестве реализуемой продукции, а также получить бесплатную консультацию в сфере защиты прав потребителей.
На территории Ивнянского района создана система уполномоченных по защите прав потребителей в 15 поселениях.
Режим работы с 08-00 до 17-00 в рабочие дни, суббота, воскресенье выходной.